Что такое OTT? По мотивам российской конференции КРОС-2017

С чего всегда следует начинать обсуждение на непонятные темы? Правильно, с терминологии, в нашем случае, с определения того, что такое ОТТ. К сожалению, в интернете вы не найдете правильного определения, наоборот, первым делом наткнетесь на безграмотное толкование этого термина в Википедии, где OTT противопоставляют IPTV-технологии. Отсюда и появляется множество вариантов объяснения этого термина. Кто-то убежден, что ОТТ — это юникаст, а IPTV — это мультикаст; кто-то утверждает что IPTV — это лишь услуга, оказываемая на своей сети, а OTT — это технология телевидения по интернету, для других OTT — это мультискрин (возможность вещания на разные устройства), TimeShift и Catch up. В общем, получается, что ОТТ — это какая-то непонятная мура.

Что же такое OTT и, главное, чем понятие ОТТ отличается от IPTV? Об этом мы говорили на круглом столе в рамках КРОС-2017.*

IPTV обозначает технологию передачи данных. Всё, что передается поверх протокола IP, это и есть IPTV, а кто знаком со стеком протоколов, знает, что все протоколы идут поверх IP. Отсюда следует, что и передача мультикаст, и передача юникаст — это все IPTV.

А теперь главное! ОТТ, в отличие от IPTV, это не технология передачи данных. OTT — это бизнес-модель, при которой услуга оказывается поверх чужой, уже кем-то построенной инфраструктуры.

Чтобы уяснить, давайте рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Вы — ОТТ-провайдер интернет-кинотеатра, и для оказания услуги поверх сетей каких-то операторов связи (в общем-то поверх всех операторов связи) вы применяете технологию IPTV, как правило, используя протокол передачи HLS. Это называется ОТТ-модель оказания услуг с использование технологии IPTV.

Пример 2 (несколько натянутый, но полезный для понимания). Вы занимаетесь прокатом DVD дисков, но ваши клиенты не ходят к вам пешком, а заказывают диски через интернет, при этом доставка дисков осуществляется сторонней транспортной компанией, например, "Почтой России". Вы этот транспорт не контролируете, он не ваш (это минус), но вы в него и не вкладывались, пришли на все готовенькое (это плюс).

Это тоже ОТТ-модель, можно сказать, VoD, но технология доставки контента уже подзабытая.

После прояснения ситуации и осознания того, что OTT — никакая не новая технология, а ОТТ-провайдер — это компания, которая просто продвигает свои услуги на чужой сети, обсуждение сводится к вопросу "А что ОТТ-провайдер может дать оператору?".

Часть операторов давно работают с телеканалами, и у них уже есть понимание того, как формировать пакетное предложение. Им нужна только техническая платформа, чтобы иметь возможность предоставить своим клиентам необходимый функционал — показ на разных устройствах, включая Smart-телевизоры, смартфоны и планшеты, функции TimeShift и Catch up. К таким операторам, к примеру, относятся все операторы КТВ, которые стали оказывать услугу доступа к интернету. На "круглом столе" КРОС-2017 наша компания как раз представляла такое решение, когда всю платформу, включая middleware и CAS/DRM, можно получить из облака без всяких капитальных затрат. Переходу от капитальных к операционным затратам я посвятил на КРОСе целый доклад. К слову, на "круглом столе" присутствовал представитель компании, чье решение может превратить затраты на головную станцию из капитальных в операционные. Вообще, на "круглом столе" были широко представлены разные решения, получился некий супермаркет для операторов — каждый мог выбрать для себя что-то свое.

Для кого-то работа с ОТТ-провайдером или агрегатором контента остается единственной возможностью легально предоставлять услуги телевидения. Это малые операторы, для которых подключить 500 абонентов на услугу ТВ является пределом мечтаний. Для всех остальных остается выбор — продвигать на своей сети предложение от OTT-партнера или формировать собственное. При этом ведь можно привлечь ОТТ-партнера на начальном этапе, дорасти до приличной абонентской базы, чтобы затем заключать договоры напрямую с телеканалами, и уже с этого этапа начать продвигать собственное предложение. Но возникает вопрос, а захотят ли абоненты переключиться с предложения ОТТ-провайдера на новое предложение оператора? И вот здесь остро встает вопрос брендирования.

Оператору выгодно продвигать услугу под своим брендом, что противоречит интересам ОТТ-провайдера. Стратегия правильного ОТТ-провайдера — не быть яслями для оператора, а захватить весь рынок, стать местным Netflix'ом, а для этого надо продвигать свой бренд, чтобы при достижении определенного порога абонентов бренд стал узнаваемым и продукт стал сам себя продавать. Ситуация должна прийти к тому, что приложение ОТТ-провайдера должно стать такой же неотъемлемой частью интернета, как YouTube и социальные сети.

Но до этого еще надо дорасти — набрать критическую массу абонентов, миллион или даже больше. Самостоятельное привлечение одного абонента (по данным с "круглого стола" по маркетингу) обходится от 1 до 8 ARPU, а это приличная сумма, и не факт, что идея выгорит. Поэтому для ОТТ-провайдера сотрудничество с оператором по модели разделения прибыли — отличный способ снизить затраты на продвижение своего бренда и уменьшить риски финансовых потерь. Эту возможность надо ценить, к тому же она есть не у всех ОТТ'шников. Например, мало кто из операторов будет сотрудничать с "Ростелекомом", вот "Ростелекому" и приходится вкладываться в рекламу на телеканалах и содержать приличный штат продавцов своего OTT-решения.

Самое интересное, что сейчас нельзя точно сказать, куда придет отрасль в будущем. Останутся ли операторы, продвигающие собственные предложения, или они будут играть роль "трубы", превратятся в коммунальщиков, как сантехники и электрики, или на рынке всегда будет и то и другое?

* - КРОС - Конференция российских операторов связи традиционно и ежегодно собирающая несколько сотен провайдеров для обсуждения самых насущных провайдерских проблем. В 2017 году проходила в конце мая в Сочи.