4K: в поисках бизнеса

Многие представители российского рынка, побывав в этом году на выставке IBC, отмечали, что ничего революционного там не увидели. Как в 2016 году вендоры педалировали историю с 4K и 8K, а заодно с HEVC, HDR и VR, так и продолжили делать это в 2017 году. Основные обсуждения крутились вокруг этих форматов, кодеков, целесообразности их использования, расширения круга доступного оборудования для съемок, и, как следствие, увеличения числа контента.
 
Но как в 2016 году ни в 4K, ни в HDR не было бизнеса (ну если не брать производителей оборудования и вендоров), а только маркетинговая составляющая, так и сейчас. Хотя некоторые участники конференции "Digital TV & Video in Russia. 4K & HDR", проходившей в Москве в начале октября, старательно пытались этот самый бизнес в 4K разглядеть и указать на него остальным.
 
Получалось, прямо скажем, не очень. В основном историю с 4K идеализировали операторы, которым хоть как-то надо оправдать затраты, вложенные в это направление. Например, тому же "Триколор ТВ", на платформе которого вещает аж 6 UHD-телеканалов. Оператор по-прежнему предпочитает не раскрывать число абонентов, подписанных на UHD-пакет, информацию о том — смотрят ли эти "счастливцы" подобный контент хотя бы раз в месяц и любые другие подробности. При этом в который раз напоминает, что он одним из первых начал эксперименты с 4K-контентом в России и сейчас является лидером в данном направлении. Пока основной довод "Триколора" — если ничего не делать, то рынок 4K у нас и не будет развиваться. И с этим действительно не поспоришь.
 
МТС хвалиться наличием каналов в ультравысоком разрешении не спешит. Несмотря на то, что у оператора имеется в сети UHD-канал, в МТС признают, что вопроса его монетизации пока не стоит. "Тем не менее, я считаю, что в ближайшие годы, если не месяцы, 4K станет must-have для операторов и будет монетизироваться", — прокомментировал генеральный директор спутникового проекта МТС Алексей Иванов.
 
Прогноз довольно смелый, учитывая, что сам же Иванов в рамках конференции привел статистику, согласно которой уровень проникновения UHD-телевизоров в США составляет от 10 до 15%. Учитывая, что Америка — самый развитый рынок с точки зрения наличия подобных устройств, рассчитывать на массовость распространения и UHD-телевизоров, и абонентских устройств, поддерживающих этот формат, было бы преждевременно.
 
Меж тем, по данным аналитиков, только за первое полугодие 2017 года в России было продано не менее 700 тысяч UHD-телевизоров. И их продажи продолжают расти. Отчасти это объясняется тем, что парк доступных моделей от ведущих ТВ-производителей уже большей частью состоит из UHD-устройств. Поэтому, как несколько лет назад стало сложно находить на полках магазинов не Smart TV, так и сейчас становится все тяжелей найти телевизоры не формата UHD. У LG, например, из 33 моделей телевизоров, представленных на российском рынке, 21 поддерживает формат UHD. При этом стоимость самого доступного ТВ-приемника в ультравысоком разрешении составляет 28 000 рублей, хотя еще пару-тройку лет назад самым доступным считался UHD TV за несколько сотен тысяч рублей.
 
И если с вендорами все понятно — продажи растут, деньги идут. То для производителей контента выгода продолжает оставаться неочевидной. 
 
"Как представители бизнеса и коммерческих компаний, мы должны с вами просчитывать все затраты и потенциальные заработки. Я просчитываю историю с 4K, и у меня математика сильно не сходится. Тогда какая для нас сейчас должна быть мотивация инвестировать в создание подобного контента?" — резонно заметил глава "Сигнал Медиа" Михаил Ковальчук.
 
Михаил не отрицает, что экспериментировать с этим форматом надо, хотя бы просто с целью понять свои возможности. И "Цифровое телевидение", например, такие тесты ставит — часть познавательного контента компания уже снимает с применением 4K-оборудования, и даже рисует некоторую анимацию в 4K. Но бизнеса здесь нет. 
 
Мало того, пока это серьезные косты и временные затраты. Для оператора, например, это пока большие затраты на подъем сигнала UHD-канала на спутник. "На стандартном транспондере 36 Ггц можно разместить до 3 UHD-каналов без пережатия. Это большие инвестиции, которые в обозримом будущем не смогут окупиться", - поделился гендиректор ГК "Орион" Кирилл Махновский. Михаил Ковальчук со стороны производителя контента добавил, что пост-продакшн контента в 4K занимает в 4 раза больше времени по сравнению с обработкой HD-контента.
 
"Ценность UHD и для рынка и для пользователя пока сомнительна. Если в свое время переход с SD на HD воспринимался как переход от черно-белой картинки к цветной, то разница между HD и 4K уже не столь очевидна, она размыта", — считает Ковальчук.
 
Лично для меня, как для пользователя, тоже пока сложно уловить разницу между качественным Full HD и UHD. Наблюдать ее удается, как правило, только в выставочных павильонах при демонстрации спортивных событий, а вот дома, на диване, при наличии UHD-телевизора и онлайн-кинотеатров, имеющих в своей библиотеке соответствующий контент, этой разницы не ощущается.
 
Вывод — 4K, конечно, это уже настоящее, но учитывая, что российский рынок и крупнейшие федеральные игроки еще не полностью освоили даже HD-формат, то ожидать молниеносного перехода на UHD тоже не стоит.